​НАЦИИ БРОШЕН ВЫЗОВ: ДИПЛОМАТИЯ «АЛЬ-КАИДЫ» – Бен Ладен хотел видеть Иран в качестве союзника, говорится в разведывательных данных США

Представители Усамы бен Ладена связались с агентами иранской разведки в середине 1990-х годов в попытке создать антиамериканский альянс террора между Ираном и сетью бен Ладена «Аль-Каида», согласно отчетам разведслужб США.

В 1996 году близкий союзник бен Ладена разыскивал офицеров иранской разведки в Афганистане, чтобы выяснить, объединят ли они силы с бен Ладеном для нанесения удара по американским целям, говорится в секретных разведывательных отчетах.
Согласно документам, полученным «The New York Times», после того контакта состоялся визит другого соратника бен Ладена в Иран в декабре 1995 года.
Агенты иранской разведки ответили, что они готовы лично встретиться с бен Ладеном в Афганистане, однако из сообщений неясно, состоялась ли такая встреча, и если да, то была ли достигнута какая-либо договоренность.
Отчеты разведслужб, которые остаются секретными, предоставляют некоторые из наиболее конкретных доказательств когда-либо раскрытых попыток бен Ладена заключить союз с крупной ближневосточной страной, как раз когда он начинал свою террористическую кампанию против Соединенных Штатов.
С нападения 11 сентября на Всемирный торговый центр и Пентагон дебаты в Соединенных Штатах по поводу того, получал ли бен Ладен государственное спонсорство, были сосредоточены на неубедительных сообщениях о контактах между «Аль-Каидой» и иракским правительством. Но секретные разведывательные отчеты показывают, что бен Ладен и его соратники стремились обратиться к Ирану, где доминировали шиитские мусульмане и, как правило, поддерживали шиитские экстремистские группировки, такие, как «Хизбалла» в Ливане, а не суннитские мусульманские группировки, такие, как «Аль-Каида». Иран яростно выступал против талибов в Афганистане, потому что в движении талибов доминировали суннитские фундаменталисты.
Тот факт, что талибы дали убежище бен Ладену в Афганистане, только делает любой союз между Тегераном и бен Ладеном, саудовским изгнанником, еще более маловероятным.
Но оказалось, что, по крайней мере, некоторые иранские разведчики полагали, что они могут объединиться с силами бен Ладена против их общего врага - Соединенных Штатов.
Представитель Соединенных Штатов отказался комментировать конкретные разведданные, подробно описывающие контакты между представителями бен Ладена и иранской разведки. Но чиновник сказал, что сегодня нет никаких свидетельств союза между «Аль-Каидой» и Ираном.
«С точки зрения возможности того, что боевики «Аль-Каиды» пересекут Иран транзитом или ночуют там, это не удивительно. Но идея о более формальном, активном сотрудничестве между ними сегодня. Я бы предположил, что они не очень хорошие соратники. Нет никаких достоверных доказательств, указывающих на то, что сегодня какой-либо альянс движется в этом направлении», - сказал чиновник.
В разведданных говорится, что 31 июля 1996 года Абдулло Нури, являвшийся одним из ведущих членов группы исламских боевиков в Таджикистане и близким союзником бен Ладена, связался с агентами Министерства разведки и безопасности Ирана на севере афганского города Таликан, недалеко от границы с Таджикистаном.
Он попросил о встрече бен Ладена с иранским представителем, говорится в докладе американской разведки. Нури настоятельно призвал иранцев связаться с бен Ладеном, который, как сообщалось, в то время находился в Джалал-Абаде в Афганистане. В ответ сотрудники иранской разведки дали ясно понять, что они готовы встретиться с ним, но он должен отправиться в Таликан для встречи с ними.
Нури ответил, что бен Ладен не желает ехать в Таликан, где он может подвергнуться нападению. Нури настоятельно призвал иранцев направить своего представителя для встречи с бен Ладеном в Джалал-Абад. Отчеты не показывают, делали ли это иранцы.
По данным разведслужб, попытки Нури объединить «Аль-Каиду» и иранских агентов не были первыми контактами. Согласно отчету американской разведки, в декабре 1995 года Мустафа Хамид, также известный как Абу Валид, египтянин, связанный с «Аль-Каидой», посетил Иран.
Нури и Хамид, по-видимому, знали друг друга, потому что Нури познакомил Хамида с сотрудником иранской разведки, известным как Рахмати в Таликане, говорится в отчете разведки.
Американские официальные лица заявляют, что во время контактов между «Аль-Каидой» и иранской разведкой Иран активно участвовал в террористической деятельности против Соединенных Штатов.
В июне 1996 года исламские боевики взорвали бомбы в комплексе «Хобар Тауэрс» («Башни Хобар») в Дахране (Саудовская Аравия), убив 19 американских военнослужащих. Официальные лица Соединенных Штатов заявили, что они подозревают, что, по крайней мере, некоторые иранские официальные лица стояли за заговором. В июне прошлого года федеральное большое жюри обвинило 13 саудовцев и одного ливанца во взрыве, в обвинительном акте были замешаны иранские официальные лица, хотя ни одно из них не было установлено или обвинено.
Несмотря на серию недавних политических побед реформистов в Иране во главе с президентом Мохаммадом Хатами, по-прежнему считается, что жесткие элементы иранского аппарата безопасности поддерживают террористическую деятельность, что побудило Государственный департамент охарактеризовать Иран в недавнем докладе как «наиболее активное государство-спонсор терроризма в 2000 году».
Представители Соединенных Штатов говорят, что Хатами практически не контролирует сотрудников служб безопасности и разведки, которые поддерживают террористические группы.
Но в последние годы иранские силы безопасности сосредоточили свою поддержку на организациях, которые направляют свои атаки на Израиль, а не на Соединенные Штаты, включая «Хизбаллу» в Ливане и палестинскую группу ХАМАС. Комплекс «Башни Хобар», похоже, является последней крупной антиамериканской террористической операцией, поддерживаемой Ираном.
Администрация Буша, как и администрация Клинтона до нее, стремилась улучшить отношения с Ираном и не говорила о нем, как о возможной цели новой глобальной кампании президента Буша против террора.
В то время как сотрудники разведки и безопасности в Тегеране уже давно проявляют интерес к антиамериканскому терроризму, к середине 1990-х годов иранцы также играли деликатную балансирующую роль в Афганистане, что затрудняло им рассмотрение вопроса о союзе с террористическим лидером под защитой талибов. Бен Ладен переехал из Судана в Афганистан в 1996 году.
Фактически так же, как их разведчики рассматривали вопрос о том, чтобы встретиться с тем, кто только что получил контроль в Кабуле.
Согласно отчету разведки США, 28 сентября 1996 года Совет национальной безопасности Ирана провел заседание и согласился помочь в создании северного фронта, состоящего из узбеков, таджиков и шиитов, для противодействия талибам. Иранской разведке и иранской Революционной гвардии было приказано отправиться в Мазари-Шариф и Таликан на севере Афганистана для оказания помощи в формировании новой оппозиции.
Месяц спустя, во время очередного заседания Совета национальной безопасности Ирана, высокопоставленные чиновники согласились добиваться скорейшего освобождения Герата в западном Афганистане, чтобы обеспечить большую свободу передвижения поддерживаемых Ираном оппозиционных сил и их поставок из Ирана, согласно отчету американской разведки.
Позднее, по отчетам разведслужб, на Революционную гвардию, воинствующий кадровый состав в иранском аппарате безопасности, была возложена основная оперативная ответственность за участие Ирана в Афганистане.
В конечном итоге Иран объединил свои силы с Россией для поддержки афганской оппозиции, борьба Ирана против талибов, возможно, не позволила бен Ладену заключить союз с иранской разведкой. К июню 1997 года талибы закрыли Посольство Ирана в Кабуле.

МАРКАЗИ ИТТИЛООТ